Кодирование для устройств и компьютеров

Что вам нужно знать, чтобы получить максимум от самого популярного видеокодека сети? Сегодня H.264 – один из наиболее широко используемых кодеков, как для потоковой передачи посредством Flash или Silverlight, так и для линеек устройств Apple iPod, iPhone и iPad. Если вы уже работали с H.264 раньше, то формат вам хорошо знаком. Но если вы переходите с VP6 или Windows Media, или расширяете среду распространения видео под H.264-совместимые устройства, то вам предстоит пройти обучение.
Медиасерверы

Что же, мы можем помочь. В нескольких статьях на mediaservers.ru будет подробно описано, что вам нужно знать, чтобы создавать H.264-файлы для воспроизведения потоками или на устройствах. Целевой читатель этой статьи – это новичок, работающий со средствами кодирования, такими как Adobe Media Encoder, Apple Compressor, Sorenson Squeeze и Telestream Episode Pro. Если же вы ищете помощи по более продвинутым программам, — они предоставляют слишком много настроек, чтобы их можно было описать даже в нескольких статьях.

Какой выбрать профиль для устройств?

Работая с H.264, важно помнить о полезном совете: «Начинайте дело с мыслью о его завершении». Это, в частности, верно для воспроизведения на устройствах, поскольку, если вы создадите файл неверно, то он или не загрузится, или не воспроизведётся на целевом устройстве.

С точки зрения совместимости наиболее важным параметром кодирования является профиль (или профайл, profile). Он определяет набор методов кодирования, которые могут использоваться для создания кодированного файла. Стандарт H.264 определяет 17 различных профилей, трое из них, которые имеют наибольшее отношение к потоковой передаче, показаны на Рисунке 1. Как вы может видеть, методы кодирования представлены слева, и каждый последующий профиль вводит дополнительный метод создания кодированного файла. Это создаёт файл лучшего качества, но одновременно его и сложнее декодировать.

Создание H.264 видео. Часть 1: Кодирование для устройств и компьютеров

Почему профилей 17? Потому что они служат удобными точками совместимости для разработчиков аппаратного и программного обеспечения. Например, Apple разработала iPod для воспроизведения H.264-видео, созданного при помощи профиля Baseline, уравновешивающего такие факторы как издержки процессора и памяти, а также разрешение LCD. Если вы делаете видео для iPod, пока вы кодируете, используя профиль Baseline (и соответствующий уровень, о чём будет сказано позднее), ваши файлы будут загружаться и воспроизводиться на iPod.

Соответственно, первым правилом H.264-кодирования является знание самого лучшего профиля, поддерживаемого устройством, для которого вы кодируете. К счастью, большинство производителей, в том числе и Apple, делают хорошую работу, выкладывая спецификации в описаниях своих продуктов, поэтому первым делом почитайте сайт производителя аппаратного обеспечения.

Ещё один параметр, относящийся к H.264, который вы, вероятно, обнаружите на страницах спецификаций, — это «уровень» (level). Например, согласно сайту Apple, iPad будет воспроизводить «H.264-видео вплоть до 720 пикселей, 30 кадров в секунду, профиль Main, уровень 3.1.» В качестве объяснения можно сказать, что уровни, в свою очередь, разделяют профили в отношении таких параметров, как разрешение и скорость передачи данных. Если вы посетите на Википедии страницу, посвящённую H.264, то узнаете, что уровень 3.1 для профиля Main имеет максимальный битрейт в 14 Мб/с и максимальное разрешение 1280×720 пикселей. Выходя при кодировании файла для iPod за эти рамки, вы рискуете, что iTunes отловит файл во время процесса синхронизации.

Итак, делая видео для устройств, если вы знаете профиль и уровень, то обладаете достаточной информацией о том, как кодировать своё видео. А что если нужно кодировать для компьютеров?